Законодательство

Концепция и основные положения законодательства охраны окружающей среды базируются на Конституции Кыргызской Республики, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду, а также обязан бережно относиться к окружающей природной среде.

Вопросы управления отходами заложены в государственных стратегических документах:

  1. Национальной стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года,
  2. Концепции «зеленой» экономики в Кыргызской Республике,
  3. Программе развития «зеленой» экономики на 2019-2023 годы, 
  4. Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года,
  5. Плане мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года. Включен раздел «Управление отходами» (8 мероприятий),
  6. Указе Президента КР «О Национальном дне чистоты и плане действий по созданию эффективной инфраструктуры по обращению с бытовыми отходами на период 2023-2025 годы»,
  7. НДО-2020 по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР № 12, 8).

Требования и организационные меры управления отходами в Кыргызской Республике определены законодательством в сфере охраны окружающей среды, а также другими нормативными документами.

К базовым нормативным правовым актам, которые определяют систему управления отходами относятся  Законы КР «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности», «Об экологической экспертизе», «О местном самоуправлении», «О лицензионно-разрешительной системе КР», «Порядок обращения с отходами производства и потребления в КР», «Порядок обращения с опасными отходами на территории КР» и др.

Базовый Закон КР «Об охране окружающей среды» от 16 июня 1999 года № 53 определяет основополагающие принципы и меры охраны окружающей среды и общие требования к безопасному обращению с отходами производства и потребления. В частности, данный Закон устанавливает систему учета и нормирования, включающую требования и меры по ведению государственного учета образующихся и размещаемых в окружающей среде отходов и лимитированию, установлению предельно допустимых норм размещения отходов.

Закон КР «Об отходах производства и потребления» от 13 ноября 2001 года № 89 является основным Законом КР, определяющим государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и регулирующим отношения, возникающие в процессе жизненного цикла отходов, а также государственного управления, надзора и контроля в области обращения с отходами. Настоящий Закон регламентирует требования по обращению с отходами, трансграничной перевозке отходов, лицензированию деятельности по обращению с отходами, государственному, производственному и общественному контролю, нормированию обращения с отходами, государственному учету и ведению кадастра отходов, экономическому регулированию и мерам ответственности, разрешению споров в области обращения с отходами.

Закон КР «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности» от 8 мая 2009 года № 151 предусматривает комплексное правовое и нормативное регулирование отношений с регламентацией общетехнических требований, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения системы регулирования вопросов безопасности защиты окружающей среды, обеспечение безопасности продукции, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды. В частности, в области регулирования отходами Законом введены:

  1. классификация объектов в зависимости от степени их негативного воздействия (в том числе образованием и размещением отходов) на окружающую среду на категории опасности;
  2. государственный реестр объектов размещения отходов для учета объектов размещения отходов;
  3. паспортизация опасных отходов и разрешительная система на трансграничную перевозку отходов.

Согласно данному Закону, определение перечня необходимых (обязательных) регламентирующих деятельность нормативно-технических документов, таких как экологический паспорт, проекты нормативов предельных норм образования отходов (ПНОО), разрешения на размещение отходов, государственная статистическая отчетность и периодичность проведения проверок при осуществлении государственного контроля осуществляется в зависимости от категории опасности объекта.

Закон КР от 12 апреля 2019 года № 47 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» регламентирует экономическое регулирование в области обращения с ртутьсодержащими отходами на основе взимания утилизационного сбора на переработку ртутьсодержащих отходов. Постановлением Правительства КР «О внесении изменений в ППКР «Об утверждении Порядка обращения с опасными отходами на территории КР от 28 декабря 2015г. № 885» от 23 марта 2021 года №111 внесены изменения по порядку обращения с отходами ртутьсодержащих товаров и порядку взимания утилизационного сбора за ввоз и производство товаров, содержащих ртуть.

Порядок обращения с отходами производства и потребления в Кыргызской Республике (ППКР от 5 августа 2015 года № 559) регулирует вопросы в области обращения с отходами, устанавливает экологические требования к размещению отходов и объектам размещения отходов, определяет порядок разработки проектов нормативов образования отходов и установления лимитов на их размещение.

Согласно статье 15 Порядка, «сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, должен осуществляться на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки».

Также, на территории КР действуют Межгосударственные стандарты, принятые Кыргызстандартом в качестве национальных:

  • ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»;
  • ГОСТ 30773-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения».
  • ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирования отходов. Основные положения.»

Данные ГОСТы определяют термины и определения в области обращения с отходами и устанавливают типовые этапы технологического цикла отходов производства и потребления, включая ликвидацию отбракованных, устаревших и/или списываемых изделий (продукции), утративших свои потребительские свойства.

С применением Межгосударственного стандарта ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирования и кодирование отходов. Основные положения.» разработан Классификатор опасных отходов и методических рекомендаций по определению класса опасности отходов (ППКР от 15 января 2010 года № 9).

Экономическое регулирование в области обращения с отходами осуществляется путем взимания платы за размещение отходов, с учетом их объема, класса опасности и нормативов размещения. При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз.

Действуют тарифы на вывоз и захоронение ТБО (для хозяйствующих субъектов города Бишкек - в размере 225,0 сомов за 1,0 куб. м, в том числе 45,0 сом на оказание услуг по захоронению ТБО).

В Кодексе о неналоговых доходах предусмотрен сбор за вывоз мусора из населенных пунктов (для юридических лиц).

Лицензирование (Закон КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР» от 19 октября 2013 года № 195):

  1. лицензия на утилизацию, размещение, уничтожение и захоронение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных;   
  2. лицензия на перевозку отходов производства.