Законодательство
Концепция и основные положения законодательства охраны окружающей среды базируются на Конституции Кыргызской Республики, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду, а также обязан бережно относиться к окружающей природной среде.
Вопросы управления отходами заложены в государственных стратегических документах:
- Национальной стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года,
- Концепции «зеленой» экономики в Кыргызской Республике,
- Программе развития «зеленой» экономики на 2019-2023 годы,
- Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года,
- Плане мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года. Включен раздел «Управление отходами» (8 мероприятий),
- Указе Президента КР «О Национальном дне чистоты и плане действий по созданию эффективной инфраструктуры по обращению с бытовыми отходами на период 2023-2025 годы»,
- НДО-2020 по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР № 12, 8).
Требования и организационные меры управления отходами в Кыргызской Республике определены законодательством в сфере охраны окружающей среды, а также другими нормативными документами.
К базовым нормативным правовым актам, которые определяют систему управления отходами относятся Законы КР «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности», «Об экологической экспертизе», «О местном самоуправлении», «О лицензионно-разрешительной системе КР», «Порядок обращения с отходами производства и потребления в КР», «Порядок обращения с опасными отходами на территории КР» и др.
Базовый Закон КР «Об охране окружающей среды» от 16 июня 1999 года № 53 определяет основополагающие принципы и меры охраны окружающей среды и общие требования к безопасному обращению с отходами производства и потребления. В частности, данный Закон устанавливает систему учета и нормирования, включающую требования и меры по ведению государственного учета образующихся и размещаемых в окружающей среде отходов и лимитированию, установлению предельно допустимых норм размещения отходов.
Закон КР «Об отходах производства и потребления» от 13 ноября 2001 года № 89 является основным Законом КР, определяющим государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и регулирующим отношения, возникающие в процессе жизненного цикла отходов, а также государственного управления, надзора и контроля в области обращения с отходами. Настоящий Закон регламентирует требования по обращению с отходами, трансграничной перевозке отходов, лицензированию деятельности по обращению с отходами, государственному, производственному и общественному контролю, нормированию обращения с отходами, государственному учету и ведению кадастра отходов, экономическому регулированию и мерам ответственности, разрешению споров в области обращения с отходами.
Закон КР «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности» от 8 мая 2009 года № 151 предусматривает комплексное правовое и нормативное регулирование отношений с регламентацией общетехнических требований, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения системы регулирования вопросов безопасности защиты окружающей среды, обеспечение безопасности продукции, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды. В частности, в области регулирования отходами Законом введены:
- классификация объектов в зависимости от степени их негативного воздействия (в том числе образованием и размещением отходов) на окружающую среду на категории опасности;
- государственный реестр объектов размещения отходов для учета объектов размещения отходов;
- паспортизация опасных отходов и разрешительная система на трансграничную перевозку отходов.
Согласно данному Закону, определение перечня необходимых (обязательных) регламентирующих деятельность нормативно-технических документов, таких как экологический паспорт, проекты нормативов предельных норм образования отходов (ПНОО), разрешения на размещение отходов, государственная статистическая отчетность и периодичность проведения проверок при осуществлении государственного контроля осуществляется в зависимости от категории опасности объекта.
Закон КР от 12 апреля 2019 года № 47 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» регламентирует экономическое регулирование в области обращения с ртутьсодержащими отходами на основе взимания утилизационного сбора на переработку ртутьсодержащих отходов. Постановлением Правительства КР «О внесении изменений в ППКР «Об утверждении Порядка обращения с опасными отходами на территории КР от 28 декабря 2015г. № 885» от 23 марта 2021 года №111 внесены изменения по порядку обращения с отходами ртутьсодержащих товаров и порядку взимания утилизационного сбора за ввоз и производство товаров, содержащих ртуть.
Порядок обращения с отходами производства и потребления в Кыргызской Республике (ППКР от 5 августа 2015 года № 559) регулирует вопросы в области обращения с отходами, устанавливает экологические требования к размещению отходов и объектам размещения отходов, определяет порядок разработки проектов нормативов образования отходов и установления лимитов на их размещение.
Согласно статье 15 Порядка, «сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, должен осуществляться на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки».
Также, на территории КР действуют Межгосударственные стандарты, принятые Кыргызстандартом в качестве национальных:
- ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»;
- ГОСТ 30773-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения».
- ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирования отходов. Основные положения.»
Данные ГОСТы определяют термины и определения в области обращения с отходами и устанавливают типовые этапы технологического цикла отходов производства и потребления, включая ликвидацию отбракованных, устаревших и/или списываемых изделий (продукции), утративших свои потребительские свойства.
С применением Межгосударственного стандарта ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирования и кодирование отходов. Основные положения.» разработан Классификатор опасных отходов и методических рекомендаций по определению класса опасности отходов (ППКР от 15 января 2010 года № 9).
Экономическое регулирование в области обращения с отходами осуществляется путем взимания платы за размещение отходов, с учетом их объема, класса опасности и нормативов размещения. При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз.
Действуют тарифы на вывоз и захоронение ТБО (для хозяйствующих субъектов города Бишкек - в размере 225,0 сомов за 1,0 куб. м, в том числе 45,0 сом на оказание услуг по захоронению ТБО).
В Кодексе о неналоговых доходах предусмотрен сбор за вывоз мусора из населенных пунктов (для юридических лиц).
Лицензирование (Закон КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР» от 19 октября 2013 года № 195):
- лицензия на утилизацию, размещение, уничтожение и захоронение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных;
- лицензия на перевозку отходов производства.